Существует немало разновидностей классификаций конфликтов. В зависимости от основных критериев оценки, эти классификации могут быть различными. Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды конфликтов.
1. Внутриличностные конфликты. Чаще всего этот вид конфликтов
возникает в ситуациях, когда желания и личные потребности человека
входят в диссонанс с его сознательными целями или правилами, принятыми
в социуме.
2. Индивидуально-групповые конфликты. Чаще всего такие конфликты
носят психологический характер и определяются различными ценностными
структурами, принятыми у сторон конфликта. То, что для одного человека
априорно ценно и обязательно, для другого может ценностью не являться
или являться антиценнностью.
Одной из разновидностей индивидуально-групповых конфликтов можно
считать конфликт, возникающий между одним из членов группы и другими
членами этой группы (это может быть семья, трудовой коллектив, другая
долговременная или краткосрочно образовавшаяся социальная группа).
Причиной таких конфликтов является не соответствие личности негласным
правилам, принятым в данной группе или несогласие группы с решениями,
принимаемыми конфликтной личностью (в последнем случае это может быть
ситуация начальника и подчинённых).
3. Межличностные конфликты. Этот вид конфликтов, наряду с
внутриличностным, является наиболее распространённым, а, поскольку
внутриличностные чаще всего остаются незамеченными окружающими, во
всяком случае, у социализированных личностей, то межличностные
конфликты можно с уверенностью назвать самыми часто встречающимися.
4. Межгрупповые конфликты. Это могут быть конфликты между
структурными подразделениями на предприятии, различными организациями,
например, не выполняющими своевременно свои обязательства. Кроме того,
в различных социальных группах нередки межгрупповые конфликты, которые
проявляются между формальными и неформальными группами.
5. Отдельно следует выделить конфликты на профессиональной почве
или, как их ещё нередко называют, производственные конфликты. Здесь
выделяют несколько подвидов конфликтов: организационные (они могут быть
как межличностные, так и межгрупповые или индивидуально-групповые),
иерархические (конфликты подчинённости или несогласия с решениями
вышестоящей инстанции), межфункциональные (например, связанные с
принятием решения по использованию той или иной технологии для
реализации проекта), формально-неформальные. Последний подвид
конфликтов характерен в том случае, если сотрудников предприятия
связывают не только профессиональные, но и личностные (родственные,
дружеские) связи.
|