Родители часто дают детям, с которыми им стало трудно справляться, такую характеристику. А может быть, вина в неправильном поведении ребенка лежит на самих родителях?
Умеют ли они учитывать особенности детского возраста? Ведь ребенок не может и не должен всегда оставаться одинаковым. Детство само по себе - это динамическое состояние, которое несёт в себе необходимость перемен.
Нервно-психическая и общая активность ребенка формируются неравномерно. Более или менее плавные периоды развития чередуются со своего рода скачками, часто очень резкими и бурными, за что они получили название возрастных кризов. Возраст после двух лет, такой нежный, иногда может стать возрастом необъяснимого негативизма и упрямства. Самым частым в еще небогатом словаре малыша становится «не хочу».
Впрочем, он больше действует, чем говорит – убегает, когда вы зовете его, швыряет игрушку на пол, когда вы просите положить её в коробку, и так далее. Любой ваш отказ в какой-то его просьбе, или запрет на что-нибудь, тут же вызывает реакцию протеста. Малыш топает ногами, кричит во весь голос, а иногда и может замахнуться на вас со слезами на глазах на злом и сердитом лице. Что произошло? Скорее всего, ничего страшного. Просто ваш ребёнок растет и начинает ощущать себя личностью.
Это повышает его самостоятельность, активность и настойчивость в достижении желаемого. А вот умения и силенок еще не хватает. Что-то ему может не нравиться, что-то не получаться. Вся эта неудовлетворенность и выражается вот такими средствами.
Ни в коем случае не сердитесь на ребенка, не пытайтесь «переломить» его, не отвечайте криком на его крик и тем более не наказывайте. Напротив, такая ваша позиция может только закрепить неправильное поведение, а иногда и послужить толчком к формированию отрицательных черт характера. Подумайте, может, у ребенка есть причины для упрямства и капризов. Может быть, его тяготит излишняя строгость, слишком частые запреты? Может быть, отрицательно относится к кому-нибудь, или его обижают старшие дети? Найдите в себе силы терпеливо относиться к крику или топанью ногами. Может быть, ребенок и сам бы рад успокоиться, да не может этого сделать.
Постарайтесь помочь ему, переключив его внимание на что-то, не имеющее отношения к данному случаю, скажем, на севшего на подоконник голубя или на яркую картинку в книжке, включите музыку, которую он любит. Если взрослые занимают правильную позицию, такие нарушения в поведении ребенка обычно проходят через полгода или год.
Но надо также иметь в виду, что во время первого возрастного криза иногда могут проявляться и серьезные психические отклонения.
Активизируются ядра гипофиза и промежуточного мозга, происходит интенсивное развитие процессов познания, происходит резкая гормональная перестройка,- всё это способствует выявлению различных нервно-психических заболеваний.
|