Ребёнок готовится к жизни и начинает обучаться, ещё находясь в утробе матери. Вероятно, что поэтому вопрос должен звучать «Как?», а не «Когда?».
До 5-6 лет у малыша более активно работает правое полушарие мозга. Ребёнок усваивает особенности эмоций, образов, звуков, цветов, как на бессознательном, так и на сознательном психических уровнях. Эмоционально дети становятся более восприимчивыми, причем, находясь под влиянием различных чувств, они действуют, а не высказываются. В это время жизни у людей преобладает конкретно-образный тип мышления. Вот почему так же высоким оказывается творческий потенциал малыша, и он становится наравне со взрослыми, которых ещё называют людьми «правого полушария». Это означает, что не нужно учить ребёнка до 5 лет различным абстрактным символам: геометрическим фигурам, цифрам, буквам. Если ребёнок в процессе игры начинает знакомиться с чтением и счётом, то это произойдёт легко и непринуждённо, а поэтому не приведёт к вредным последствиям, если оказывать на него давление. Иногда такой неправильный путь предлагается некоторыми так называемыми школами «Раннего развития», где самолюбие родителей услаждается различными обучающими занятиями с ребятишками. На самом деле малышу наносится непоправимый ущерб, как в психоэмоциональной, так и в интеллектуальной сферах. Достаточно отметить, что большинство этих детей затем становятся пациентами психотерапевтов, имея серьезные невротические проблемы. Пока малыш не освоил родную речь, не нужно обучать его иностранному языку. В 5—6 летнем возрасте было бы неплохо стимулировать у ребёнка творческие способности. Особенно хорошо заниматься рисованием в любой форме, от размазывания красок руками по листу, ленка поделок из теста или пластилина, пение, танцы, спортивные упражнения для здоровья и удовольствия и т. д. Несомненно, основное средство познания мира в этот период, это, конечно же, игровая деятельность. Однако нередко бывает, что малыш не может реализовать эту важную для него потребность. Не научившись играть, он хуже будет учиться, ему затем станет сложнее работать, да и в отношениях с людьми он будет испытывать трудности. Постарайтесь вспомнить, как были построены обучающие программы в начальных школах несколько десятилетий назад. Тогда все эти факторы учитывались. Как правило, дети приходили в 7 летнем возрасте, когда у «правшей» главные функции естественным путём переключались на левое полушарие, и у «левшей» оно уже достаточно развилось, чтобы контролировать различные действия. Целое полугодие первоклассники выводили палочки и крючки карандашом, тщательно тренируясь. Затем, у кого это получалось лучше других, брали ручки, остальным же разрешалось писать ручками, только научившись это делать карандашом. Одновременно начинали осваивать написание букв. Столь же поэтапно и постепенно происходило обучение математике и чтению. Сегодня же всеми детьми посещаются занятия по подготовке к школе, на которых у ребёнка сразу отбивают желание учиться. Считается, что малыш при поступлении в первый класс должен уже уметь писать, считать и читать. Сам собой напрашивается вопрос: а что же тогда делать учителям?
|