Ещё совсем недавно существовали две различные позиции по отношению к наличию у людей музыкального слуха. Первая из них, которую в первой половине ХХ века сформулировал русский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский, заключается в том, что музыкальный слух – это навык, который можно развить у любого человека.
Вторая утверждала, что если «медведь на ухо наступил», то тут ничего сделать нельзя.
Американские исследователи провели ряд экспериментов, выяснив, что
музыкальный слух определяется размерами так называемого «верхнего
продольного пучка» в головном мозге, то есть, элементе, который
обеспечивает связь между центральной и лобной долями. Чем меньше этот
связующий элемент, тем менее развит у человека музыкальный слух.
Кроме того, на томограммах людей, у которых не было зафиксировано музыкального слуха, отсутствует верхняя ветка этого пучка.
По мнению учёных, именно эта физиологическая деформация и определяет
отсутствие координации между слухом и голосом и способности оценить
высоту издаваемого звука.
Пока не доказано, насколько такая деформация может считаться
необратимой, однако, если вспомнить всё того же Кабалевского, то можно
утверждать, что всё зависит только от желания эту способность
развивать. В конце концов, чемпионы по тяжёлой атлетике вырастают из
обычных мальчиков и девочек со слабыми мышцами.
|