Ускорение темпа жизни, концентрация экономических проблем, нестабильность социального состояния семьи в сочетании с возрастными проблемами подростка создают серьезные проблемы для развития молодого человека. Задача взрослого во многом состоит в том, чтобы оказать помощь подростку в нравственном становлении личности, в разрешении возрастного кризиса.
Наиболее психологически уязвимой группой населения в наше время можно с уверенностью назвать именно подростков. В силу возрастных особенностей они не могут в полной мере справляться с теми нагрузками, которыми зачастую насыщена их жизнь.
Первый серьёзный самостоятельный шаг молодого человека – это поиск «своей жизни». В юношеском возрасте активизируется именно ищущее начало в человеческой системе мира.
В определённом возрасте ребёнок начинает принимать собственные решения. Начало такой самостоятельности – в нарушении запретов, которые налагают на ребёнка его родители.
Фактическое понимание собственного «я» приходит к ребёнку в возрасте около 2-х лет. Осознание этой нетождественности окружающему миру приводит к активному процессу формирования собственной индивидуальности, то есть, формированию того, что, собственно говоря и есть – «Я».
Сущность кризиса юношеского возраста заключается в том, что психология называет самоидентификацией. То есть, человек начинает осознавать себя самостоятельной личностью и пытается себя позиционировать именно в этом качестве.