Фактическое понимание собственного «я» приходит к ребёнку в возрасте около 2-х лет. Осознание этой нетождественности окружающему миру приводит к активному процессу формирования собственной индивидуальности, то есть, формированию того, что, собственно говоря и есть – «Я».
Процесс этот идёт прежде всего через отделение структуры «я» от
структуры «мир», которая воплощена в родителях (или вообще взрослых).
Взрослые с позиции ребёнка, всемогущи, следовательно, отделение от них
означает, с одной стороны, формирование собственной «всемогущести», а,
с другой стороны, созданию некоей фоновой тревожности, заключающейся в
осознании того, что «я-то могу не всё»…
Таким образом, ребёнок
сталкивается с первым внутренним противоречием. С одной стороны,
объединяющее начало подталкивает его к тому, чтобы идентифицировать
себя с «всемогущими» родителями, но ищущее индивидуальное – к отделению
и осознанию себя как отдельной единицы, в перспективе – тоже
«всемогущей».
Объединяющее начало в человеке, по мнению
сторонников теории психоанализа, живо в человеке всю его жизнь. Именно
оно побуждает человека, уже отделившегося в эмоциональном плане от
родителей, их заботы и защиты, искать всё те же заботу, защиту и любовь
(по сути – удовлетворение наших потребностей) у другого человека. По
сути дела, сексуальное взаимодействие между людьми может выступать как
способ достижения исконной гармонии, памятный из детства, когда два
человека – мать и её ребёнок – фактически составляют единое целое.
Ищущее
индивидуальное начало в человеке работает в противоположном направлении
– обрести независимость, собственную, личную «всемогущесть», за счёт
выявления и развития собственных качеств, умений, навыков, знаний.
Маленький ребёнок неоднократно пытается подражать взрослым в своих
действиях. И это не только признак объединяющего начала как
идентификации себя с более сильным, но и ищущего индивидуального
начала. Подражая, ребёнок ищет проявления тех или иных качеств в себе.
Как
индивидуализирующее начало, так и начало объединяющее – все они
формируют сознание маленького человека и его жизненную модель. Но
приоритет объединяющего начала формируют несамостоятельную личность,
полную страха перед окружающим миром, стремящуюся не просто
объединиться с кем-то сильным, но и полностью идентифицировать себя с
таким человеком. А приоритет индивидуализирующей силы превращает
человека в эгоиста, не способного к доверию, моральному и душевному
взаимодействию.
Только вместе, взаимно дополняя и ограничивая
друг друга, эти два начала могут помочь формированию действительно
самостоятельной личности, способной к близким доверительным
взаимоотношениям с окружающими.
|