НОВОСТИ МЕДУЧРЕЖДЕНИЯ ВОПРОС-ОТВЕТ МЕДПРЕПАРАТЫ
migren
12345
Беларусь начинает производство препаратов от ВИЧСтоличные хирурги пришили ребёнку оторванную рукуПарламентарии рассматривают вопросы здравоохраненияСердечную недостаточность будут лечить по-новомуМедцентры останутся под пристальным вниманием Минздрава
Возрастная психология

Возрастная психология. Формирование индивидуальности | Печать |

Фактическое понимание собственного «я» приходит к ребёнку в возрасте около 2-х лет. Осознание этой нетождественности окружающему миру приводит к активному процессу формирования собственной индивидуальности, то есть, формированию того, что, собственно говоря и есть – «Я».

Процесс этот идёт прежде всего через отделение структуры «я» от структуры «мир», которая воплощена в родителях (или вообще взрослых). Взрослые с позиции ребёнка, всемогущи, следовательно, отделение от них означает, с одной стороны, формирование собственной «всемогущести», а, с другой стороны, созданию некоей фоновой тревожности, заключающейся в осознании того, что «я-то могу не всё»…

Таким образом, ребёнок сталкивается с первым внутренним противоречием. С одной стороны, объединяющее начало подталкивает его к тому, чтобы идентифицировать себя с «всемогущими» родителями, но ищущее индивидуальное – к отделению и осознанию себя как отдельной единицы, в перспективе – тоже «всемогущей».

Объединяющее начало в человеке, по мнению сторонников теории психоанализа, живо в человеке всю его жизнь. Именно оно побуждает человека, уже отделившегося в эмоциональном плане от родителей, их заботы и защиты, искать всё те же заботу, защиту и любовь (по сути – удовлетворение наших потребностей) у другого человека. По сути дела, сексуальное взаимодействие между людьми может выступать как способ достижения исконной гармонии, памятный из детства, когда два человека – мать и её ребёнок – фактически составляют единое целое.

Ищущее индивидуальное начало в человеке работает в противоположном направлении – обрести независимость, собственную, личную «всемогущесть», за счёт выявления и развития собственных качеств, умений, навыков, знаний. Маленький ребёнок неоднократно пытается подражать взрослым в своих действиях. И это не только признак объединяющего начала  как идентификации себя с более сильным, но и ищущего индивидуального начала. Подражая, ребёнок ищет проявления тех или иных качеств в себе.

Как индивидуализирующее начало, так и начало объединяющее – все они формируют сознание маленького человека и его жизненную модель. Но приоритет объединяющего начала формируют несамостоятельную личность, полную страха перед окружающим миром, стремящуюся не просто объединиться с кем-то сильным, но и полностью идентифицировать себя с таким человеком. А приоритет индивидуализирующей силы превращает человека в эгоиста, не способного к доверию, моральному и душевному взаимодействию.

Только вместе, взаимно дополняя и ограничивая друг друга, эти два начала могут помочь формированию действительно самостоятельной личности, способной к близким доверительным взаимоотношениям с окружающими.