Ускорение темпа жизни, концентрация экономических проблем, нестабильность социального состояния семьи в сочетании с возрастными проблемами подростка создают серьезные проблемы для развития молодого человека. Задача взрослого во многом состоит в том, чтобы оказать помощь подростку в нравственном становлении личности, в разрешении возрастного кризиса.
Отношения со взрослыми, родственниками, профессионалами в различных
областях, в подобной ситуации часто складываются для подростка в
категорию психологического консультирования. Такое определение верно
даже в случаях отсутствия в качестве темы вопросов непосредственной
проблемной составляющей. Описывая свои личностные категории,
поведенческие стереотипы, либо личностные взгляды, социально значимая
для подростка личность подсознательно формирует качественное
воздействие на подсознательные структуры личности подростка. В ситуации
общения с подростком, взрослый должен осознавать степень личной
ответственности за результат.
Один из известнейших российских специалистов психологического
консультирования Юлия Евгеньевна Алешина (1994г.) утверждала, что
разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем.
Однако, уровень критичности (часто справедливой!) граждан к
специалистам-психологам не позволяет, как правило, подростку вступить в
такие отношения со специалистом. Подросток сам выбирает социально
значимый для себя субъект и задача психологического консультирования в
полной мере ложится именно на этого человека. В чем же состоят эти
задачи?
1. Выслушивание подростка, в результате чего должно расшириться его
представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для
размышлений.
2. Облегчение эмоционального состояния подростка, то есть, благодаря
работе психолога-консультанта подростку должно стать легче.
3. Принятие подростком ответственности за происходящее с ним.
Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы подростка должен
быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою
ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет
действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном
случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.
Программа-минимум здесь – показать подростку, что он сам, хотя бы
отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми
носят такой сложный и негативный характер.
4. Помощь в определении того, что именно и как можно изменить в конкретной ситуации.
Однако, чаще всего в таком общении речь не идет о конкретной ситуации.
Для взрослого человека, скорее всего, и не требуется более глубокого
проникновения в частные проблемы. Проекцию на конкретную ситуацию
подросток сделает сам, сохранив при этом интимную тайну своих
переживаний, что является для этого возраста весьма важным. Необходимо
обратить внимание и на некоторую противоречивость задач ( скажем 2 и
3). Облегчение или полная ответственность за все происходящее? Эта
проблема решается в конкретном случае. Подросток должен учиться брать
на себя моральную ответственность за происходящее, что не характерно
для детей, но является признаком взросления. Однако, бывают ситуации
(потеря близкого человека, предательство и т.д.) где необходимо помочь
подростку научиться принимать сложность мира, не теряя вкуса к жизни.
|