НОВОСТИ МЕДУЧРЕЖДЕНИЯ ВОПРОС-ОТВЕТ МЕДПРЕПАРАТЫ
migren
12345
Беларусь начинает производство препаратов от ВИЧСтоличные хирурги пришили ребёнку оторванную рукуПарламентарии рассматривают вопросы здравоохраненияСердечную недостаточность будут лечить по-новомуМедцентры останутся под пристальным вниманием Минздрава
Возрастная психология

Психологическая помощь подростку | Печать |
15-12-2008
Ускорение темпа жизни, концентрация экономических проблем, нестабильность социального состояния семьи в сочетании с возрастными проблемами подростка создают серьезные проблемы для развития молодого человека. Задача взрослого во многом состоит в том, чтобы оказать помощь подростку в нравственном становлении личности, в разрешении возрастного кризиса.

Отношения со взрослыми, родственниками, профессионалами в различных областях, в подобной ситуации часто складываются для подростка в категорию психологического консультирования. Такое определение верно даже  в случаях отсутствия в качестве темы вопросов непосредственной проблемной составляющей. Описывая свои личностные категории, поведенческие стереотипы, либо личностные взгляды, социально значимая для подростка личность  подсознательно формирует качественное воздействие на подсознательные структуры личности подростка. В ситуации общения с подростком, взрослый должен осознавать степень личной ответственности за результат.

Один из известнейших российских специалистов психологического консультирования Юлия Евгеньевна Алешина (1994г.) утверждала, что разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем. Однако, уровень критичности (часто справедливой!) граждан к специалистам-психологам не позволяет, как правило, подростку вступить в такие отношения со специалистом. Подросток сам выбирает социально значимый для себя субъект и задача психологического консультирования в полной мере ложится именно на этого человека. В чем же состоят эти задачи?

1.    Выслушивание подростка, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.

2.    Облегчение эмоционального состояния подростка, то есть, благодаря работе психолога-консультанта подростку должно стать легче.

3.    Принятие подростком ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы подростка должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.
 
Программа-минимум здесь – показать подростку, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.

4.    Помощь в определении того, что именно и как можно изменить в  конкретной ситуации.

Однако, чаще всего в таком общении речь не идет о конкретной ситуации. Для взрослого человека, скорее всего, и не требуется более глубокого проникновения в частные проблемы. Проекцию на конкретную ситуацию подросток сделает сам, сохранив при этом интимную тайну своих переживаний, что является для этого возраста весьма важным. Необходимо обратить внимание и на некоторую противоречивость задач ( скажем 2 и 3).  Облегчение или полная ответственность за все происходящее? Эта проблема решается в конкретном случае. Подросток должен учиться брать на себя моральную ответственность за происходящее, что не характерно для детей, но является признаком взросления. Однако, бывают ситуации (потеря близкого человека, предательство и т.д.) где необходимо помочь подростку научиться принимать сложность мира, не теряя вкуса к жизни.