Процесс развития человека в историческом контексте можно определить как некий процесс попытки перехода реального положения в идеальную форму. Идеальной формой можно считать тот уровень развития культуры, который человек застает при свеем рождении. Он может либо войти в эту культурную среду и своим движением развивать ее дальше, либо отвергнуть и попытаться начать с нуля. Последние попытки, очевидно, обречены на несбалансированное развитие. Культура приглашает воспользоваться ее богатством и надеется, что, приняв ее, человек будет своим развитием, развивать и ее. Культура, всегда имеющая в определенный момент времени своих носителей, является лишь приглашением, влиянием, она не может быть агрессивной по сути явления. «Приглашение» может быть передано неким образом от носителя к потенциальному обладателю. Формы «приглашения» могут быть весьма разнообразны: взрослый-носитель, набор знаков, символов, слово, миф и легенда и так далее.
Однако, неодухотворенные живой силой чувства, приглашения бессильны. Наиболее эффективной формой приглашения, вовлечения, является совместное творчество развивающегося человека и человека- носителя культуры. Подобное сотворчество начинается с раннего детства,- с момента создания развивающимся человеком своего языка, понятного взрослому. Это не есть создание собственной культуры, замещающей идеальную, но, безусловно, является признаком проявления любви к взрослому и подсознательного стремления к постоянному движению, развитию. Постоянное потребление, подсознательное стремление к пониманию, взращивает в развивающемся человеке внутреннее пространство культуры, которое, может найти, а может и не найти внешней формы воплощения.
В идеальном случае, энергия чувства человека получает внешнее реальное культурологическое воплощение. Этот акт уже является бесспорным актом развития культуры. Овладение человеком всем набором форм приглашения к культурному сотворчеству, безусловно, расширяет свободу выбора развивающего человека, но и усложняет его задачу, так как требует времени на выбор адекватного ему.
Современный мир предлагает развивающемуся человеку огромный выбор свобод, орудий, средств, интеллектуальных построений, артефактов и т.д. Этот процесс возможен осложнениями: превращение человека развивающегося в человека осваивающего инструменты. Мы знаем, что у наиболее талантливых их самость и детство сохраняются на всю жизнь. Поэтому, одной из основных задач развития человека является развитие при сохранении таких основополагающих качеств, как естественность, непосредственность восприятия и реакций, самость. Поэтому подлинная педагогика не может подчиняться искусственным построениям. Необходимо помнить афоризм русского писателя М.Пришвина: "Культура - это связь людей"; "цивилизация - это сила вещей".
|