НОВОСТИ МЕДУЧРЕЖДЕНИЯ ВОПРОС-ОТВЕТ МЕДПРЕПАРАТЫ
migren
12345
Беларусь начинает производство препаратов от ВИЧСтоличные хирурги пришили ребёнку оторванную рукуПарламентарии рассматривают вопросы здравоохраненияСердечную недостаточность будут лечить по-новомуМедцентры останутся под пристальным вниманием Минздрава
Возрастная психология

Кризис: принятие самостоятельных решений | Печать |
В определённом возрасте ребёнок начинает принимать собственные решения. Начало такой самостоятельности – в нарушении запретов, которые налагают на ребёнка его родители.

Мама говорит ребёнку: не перебегай улицу, подразумевая, что ему может грозить опасность от проезжающих машин. Ребёнок слышит запрет на преодоление проезжей части дороги. Но для дальнейшей жизни ему будет необходимо научиться преодолевать проезжую часть. И мама делает следующий шаг – объясняет ребёнку принципы безопасного решения этой проблемы.

И ребёнок делает свой шаг к самостоятельности – но далеко не всегда так, как это «положено» с точки зрения мамы. Не секрет, что часто ребёнок действует «как хочется» или «назло», вопреки запретам. И тогда получает первые результаты своей самостоятельности: либо испуг от пронёсшейся мимо машины (финальный вариант мы не рассматриваем), либо зрелище аварии той или иной степени тяжести, либо подзатыльник от мамы.

Набор запретов, которыми окружается ребёнок с самых первых лет своей жизни, ограждает его от принятия неправильных решений и отчасти стимулирует на поиск своих путей, в том числе и путей обхода этих запретов. Эта коллекция запретов или, говоря иначе, социальных императивов являет собой современное воплощение Двуликого Януса, древнего божества входов и выходов. Две стороны одной и той же двери, две стороны одной медали. С одной стороны – безопасности и уверенность, с другой – опасность и неуверенность. И человек не всегда знает, по какую сторону этой двери он находится в данный момент и, соответственно, что его ожидает, когда он эту дверь откроет. Готовность в состоянии этого незнания всё-таки открыть дверь и является потенциальной способностью к ответственности.

Каждый человек, начиная принимать собственные решения, знакомится с состоянием неуверенности, неустойчивости. Каждое наше действие может привести к любому из двух результатов – положительному или отрицательному, и мы не всегда (и особенно в детстве) можем предугадать результат наших действий. И иногда человек, даже став взрослым, предпочитает принимать в свою жизнь системы стереотипов, запретов и иных структур, сформированных родителями. Это даёт условное чувство защищённости, безопасности. Обычно это называют верностью традициям и консерватизмом.

Но на самом деле это означает, что внутри у человека не сформировалось умение принимать собственные решения и нести за них ответственность.

В конгломерате ищущего начала и начала объединяющего человек и существует. Ищущая часть заставляет делать свои выборы в жизни, а объединяющее обращает к привычному, традициям и покою, позволяющим решения не принимать…