В определённом возрасте ребёнок начинает принимать собственные решения. Начало такой самостоятельности – в нарушении запретов, которые налагают на ребёнка его родители.
Мама говорит ребёнку: не перебегай улицу, подразумевая, что ему может
грозить опасность от проезжающих машин. Ребёнок слышит запрет на
преодоление проезжей части дороги. Но для дальнейшей жизни ему будет
необходимо научиться преодолевать проезжую часть. И мама делает
следующий шаг – объясняет ребёнку принципы безопасного решения этой
проблемы.
И ребёнок делает свой шаг к самостоятельности – но далеко не всегда
так, как это «положено» с точки зрения мамы. Не секрет, что часто
ребёнок действует «как хочется» или «назло», вопреки запретам. И тогда
получает первые результаты своей самостоятельности: либо испуг от
пронёсшейся мимо машины (финальный вариант мы не рассматриваем), либо
зрелище аварии той или иной степени тяжести, либо подзатыльник от мамы.
Набор запретов, которыми окружается ребёнок с самых первых лет своей
жизни, ограждает его от принятия неправильных решений и отчасти
стимулирует на поиск своих путей, в том числе и путей обхода этих
запретов. Эта коллекция запретов или, говоря иначе, социальных
императивов являет собой современное воплощение Двуликого Януса,
древнего божества входов и выходов. Две стороны одной и той же двери,
две стороны одной медали. С одной стороны – безопасности и уверенность,
с другой – опасность и неуверенность. И человек не всегда знает, по
какую сторону этой двери он находится в данный момент и,
соответственно, что его ожидает, когда он эту дверь откроет. Готовность
в состоянии этого незнания всё-таки открыть дверь и является
потенциальной способностью к ответственности.
Каждый человек, начиная принимать собственные решения, знакомится с
состоянием неуверенности, неустойчивости. Каждое наше действие может
привести к любому из двух результатов – положительному или
отрицательному, и мы не всегда (и особенно в детстве) можем предугадать
результат наших действий. И иногда человек, даже став взрослым,
предпочитает принимать в свою жизнь системы стереотипов, запретов и
иных структур, сформированных родителями. Это даёт условное чувство
защищённости, безопасности. Обычно это называют верностью традициям и
консерватизмом.
Но на самом деле это означает, что внутри у человека не сформировалось
умение принимать собственные решения и нести за них ответственность.
В конгломерате ищущего начала и начала объединяющего человек и
существует. Ищущая часть заставляет делать свои выборы в жизни, а
объединяющее обращает к привычному, традициям и покою, позволяющим
решения не принимать…
|