Первый серьёзный самостоятельный шаг молодого человека – это поиск «своей жизни». В юношеском возрасте активизируется именно ищущее начало в человеческой системе мира.
Стремление найти что-то новое, необычное, обязательно лучшее, нежели
то, что есть в данный момент и заключено в семейных традициях.
Часто такой шаг приводит к разрыву с семьёй и вступлению в разного рода
субкультуры, часто авторитарного свойства, которые требуют полной
оторванности от «прошлого», отрицания этого прошлого во имя получения
нового чувства безопасности и комфорта, которое предлагает та или иная
субкультура. В эту ситуацию попадают часто и вполне взрослые люди,
которые, не сумев сформировать в самостоятельной жизни систему
безопасности, доверительных отношений, отдаются под защиты разного рода
общественных или религиозных структур.
Американские исследователи, психологи социологи, много пишут о том, что
молодой человек становится по-настоящему взрослым, только если он сумел
выйти из своей семьи. Чаще всего приводится сравнение с яйцом: птенец
должен вылупиться. В славянской культуре нет традиции, которая бы
стимулировала ранний уход из дома. Более того, часто великовозрастные
дети не стремятся найти свою жизнь и свою безопасность, вполне
удовлетворяясь своей семьёй.
Такая позиция свидетельствует о том, что в славянской культуре
превалирует именно объединяющее начало, да и социальные предпосылки
более всего приводят к объединению семей. С одной стороны, элементы
домостроя, родовой семейной структуры оправданы экономически: молодому
человеку трудно удовлетворить свои потребности, а с помощью родителей
жить и выживать легче. Опять же родителям проще, если дети живут вместе
с ними – это позволяет удешевить стоимость жизни на семью в целом.
С другой стороны, поощрение совместного проживания членов одной семьи
разных поколений приводит к затяжной самоидентификации молодого
человека. Не в состоянии отделить себя от своей семьи, человек,
сознательно или (чаще) бессознательно принимает существующую систему
ценностей, императивов и в целом – систему безопасности как единственно
возможную реальность. Для таких людей выходом может стать, например,
смерть представителей старшего поколения, распад семьи или глобальный
(пусть даже в рамках семьи) экономический кризис. Стрессовая ситуация
стимулирует активное духовное и моральное развитие. Впрочем, этого
развития может и не произойти, если механизмы самоидентификации были
деформированы или атрофировались за годы соучастия в системе
безопасности, созданной другими людьми.
Фактически, проблема самоидентификации также может быть названа
проблемой формирования чувства ответственности. Ответственности за
себя, свои решения и за других людей.
|