Сущность кризиса юношеского возраста заключается в том, что психология называет самоидентификацией. То есть, человек начинает осознавать себя самостоятельной личностью и пытается себя позиционировать именно в этом качестве.
Психолог Карл Юнг называл этот путь индивидуацией, экономист Маслоу дал
этому процессу имя «самоактуализация», в других источниках это называют
социальной интеграцией или социальной автономизацией, другими словами,
поиск своего места в том обществе, которое является реальностью. В том
обществе, в котором предстоит молодому человеку жить.
Первый шаг в этом пути – это отрыв от самой сильной привязанности –
привязанности семейной. Впрочем, отрыв – слово неверное. Имеется в
виду скорее отказ молодого человека от традиций, которые имеют значение
для его родных. Юношеский максимализм обычно превращает этот процесс в
собственно отрицание всего, что важно для старшего поколения. В рамках
юношеского бунта против семейных (и общественных) традиций молодой
человек может производить самые разные действия – от занятий спортом,
йогой до употребления наркотиков или других поисков «нестандартных
решений». Именно среди молодых людей особенно заметны стремления к
поиску некоей общей с другими молодыми людьми идеи. Так возникают
молодёжные субкультуры: панки, готы, «зелёные», скинхеды и
многочисленные другие.
Фактически, это вполне объяснимый процесс, который можно называть
«поиском своей правды». Причём это правда – прежде всего о самом себе,
о своих возможностях и потенциале. А также о возможных путях реализации
этих потенций.
Ребёнок, приходя в мир, не осознаёт, что он сам – и мир вокруг него – в
чём-то различны. Первые контакты с миром – это мать. Первое ощущение
мира – взаимопонимание. То есть, потребности, которые у ребёнка
возникают, матерью удовлетворяются. Если же не удовлетворяются, то
ребёнок сигнализирует плачем.
Становясь старше, ребёнок сталкивается с тем, что удовлетворение
потребностей происходит не всегда. И реакция на такое поведение
«окружающего мира» даёт первое понимание, что «мир» и «я» - это две
соприкасающиеся, но не тождественные структуры.
Процесс достижения знания о себе и своих возможностях в идеале должен
завершиться к 25-30 годам. Но не факт, что в жизни всё получится так,
как в идеале.
Формальные проявления этого процесса социализации – это собственное,
отдельное от родителей жильё, работа, иногда – собственная семья. Но
это только внешние проявления. Внутренний процесс познания может
длиться всю жизнь…
|