Многие родители сталкиваются с проблемами «трудных» подростков. К сожалению, в силу различных причин, родители узнают о «трудности» ребенка со стороны, то есть слишком поздно, уже после совершения противоправных поступков. Как?! Не может быть!!
Мой ребенок не способен!! Однако, факт имел место и стоит не рассуждать
о возможности его существования, а подумать о возможности его
исправления. Не будем затрагивать тему серьезных преступлений, они не
появляются на «пустом месте». Были мелкие события, предвестники
трагедии, просто родители не обратили на них внимания вовремя. Давайте
задумаемся о мелких прегрешениях нашего ребенка. Проанализируем их
причины. Возможно, поняв вовремя проблемы подростка, мы сумеем уберечь
его от серьезных проблем. В таких ситуациях гораздо важнее услышать
«первый звонок», чем сокрушаться потом об уже случившемся.
Ни в коем случае, нельзя «ставить крест» на оступившемся подростке.
Необходимо обязательно выяснить его побудительные мотивы. Что заставило
его пойти на правонарушение: желание удовлетворить свои примитивные
потребности без труда, желание самоутвердиться в подростковом
«коллективе», ущемленное самолюбие и отрицание унизившего его общества?
В каждом из этих случаев отношение к такому подростку и помощь ему
должна быть различной. Однако, все специалисты утверждают, что при
прочей разности мотивов и характеров, есть черты объединяющие всех
подростков с так называемым «девиантным» поведением. Эта объединяющая
черта – низкий уровень морального развития подростка. А это уже прямой
упрек семье и родителям.
Специалисты утверждают, что основной массе подростков, склонных к
антиобщественному поведению, присущи некоторые общие черты, а именно: у
них слабо выражены так называемые «высшие потребности». Практически для
всех правонарушителей характерен низкий уровень этического развития
подростков-правонарушителей, именно это формирует очевидную бедность их
духовных запросов. Эти неутешительные выводы сделаны на основе многих
исследований и статистических данных. Согласно этим опросам, для
значительной части как младших, так и старших
подростков-правонарушителей (почти для двух третей) характерно
отсутствие или слабость нравственных мотивов. В то же время, у
определенной части юных правонарушителей примитивные потребности
находятся в сложном взаимодействии с нравственными тенденциями. Об этом
свидетельствует их внутренняя неудовлетворенность собой, сознание своей
вины (особенно перед матерью), желание начать иную жизнь (учиться,
работать). Это дает основания для оптимистического прогноза в отношении
возможностей их перевоспитания.
|