Поскольку половое развитие любого человека, равно как и развитие вообще – процесс многосторонний, мы затронем некоторые (разумеется, не все, но, на наш взгляд, самые важные его аспекты.
Прежде всего это, разумеется, физиологический аспект.
С точки зрения биологии, половая формулировка любого человека является всего лишь суммой набора хромосом, половых гормонов, анатомического строения соответствующих органов и вторичных половых признаков. Может быть, звучит излишне мудрёно, но, если перевести на более понятный язык, то пол человека определяют элементы генетического кода (за исключением редких аномалий, когда природа по причине излишней предусмотрительности для одного индивидуума собирает наборы, годные для двоих) и анатомическое строение, свидетельствующее о принадлежности к определённому полу. Как следствие, при развитии организма, проявляются вторичные половые признаки, которые позволяют выявить (даже в большинстве смешанных случаев) превалирующий пол.
Впрочем, в данной статье мы не будем касаться собственно смешанных случаев, когда половая принадлежность выявляется только с помощью специализированных исследований. Нас, простых смертных, интересует в большей степени, так называемая «норма», вещь расплывчатая и невнятная, мы будем говорить именно об этом.
Итак, понятие половой принадлежности, то есть, наличие всех вышеперечисленных признаков, свидетельствующих о принадлежности к определённому полу, является как понятием объективным, биологическим, так и субъективным, то есть, когда у человека возникают (как правило, в раннем возрасте) серьёзные проблемы с самоидентификацией. Половая принадлежность с точки зрения субъективное – это ощущение человеком себя как принадлежащим к определённому полу.
Процесс половой самоидентификации начинается в младенчестве и продолжается в принципе, на протяжении всей жизни человека.
Фактически можно говорить о том, что формирование представлений о себе, в том числе, половых представлений, происходит в значительной степени под влиянием окружения. Наблюдая поведение членов своей семьи, ребёнок бессознательно копирует его. Взрослея, подросток использует результаты наблюдений для формирования собственного поведения. Таким образом, ребёнок и подросток копирует весь набор стереотипов поведения, который складывается в семье и ближайшем окружении. Разумеется, если ребёнок ведёт себя «правильно», это вызывает одобрение со стороны взрослых, которое ребёнком запоминается. Таким образом, с помощью собственных наблюдений и имитации действий окружающих взрослых, человек формирует свой комплекс социальных стереотипов, приобретение которого, собственно и называется процессом социализации в целом и самоидентификации в частности.
Появление половых представлений и начальный уровень половой самоидентификации обычно относится к периоду 2-3 лет.
Упорядочиваются первые половые представления у детей примерно в возрасте 4-6 лет, когда ребёнок уже может совершать простейшие логические действия – объединять предметы по общему признаку. Поскольку социальное поведение, даже поведение в семье, у людей разного пола различается, ребёнок, отождествляя себя с определённым полом, начинает проявлять характерные поведенческие особенности людей своего пола.
В то же время можно говорить не только о подобных аспектах, но также о важности позиции родителей (в особенности мамы) в период беременности.
Почти наверняка вы сталкивались с позицией беременных «у нас будет девочка». Это не просто задаёт определённую направленность ожиданиям семьи, но и вполне возможно, воздействует на плод. Впрочем, эта тема пока никем из исследователей не доказана, тем не менее, сегодня уже ведутся исследования в этом направлении.
Хотя, конечно, в данном случае – если «ждали девочку, а появился мальчик», у ребёнка совершенно необязательно будут проблемы с самоидентификацией, если родители сумеют подкорректировать собственное поведение, обращённое на ребёнка. То есть, даже если очень ждали девочку, родившегося мальчика не надо одевать в рюшечки и бантики, могут быть проблемы на более позднем этапе развития.
|