В том случае, если у ребёнка имеется нормальный физический слух, однако речь при этом полностью или частично отсутствует или усложнена, это расстройство называют алалией. Данное заболевание обычно возникает из-за недостаточного развития речевых центров или же поражения левого полушария мозга, ответственного за речь, во время внутриутробного развития, при родах или в раннем детстве.
При этом специалисты обычно разделяют моторную и сенсорную алалию. В
случае, когда речь идёт о моторной алалии, ребёнок имеет проблемы с
собственной речью в виду каких-то нарушений развития. Нередко у таких
детей формируется собственный язык, непонятный для окружающих. Для
преодоления этого недоразвития необходимы регулярные занятия с
профессиональным логопедом.
Когда специалисты говорят о сенсорной алалии, речь идёт о недоразвитии
понимания речи. В этом случае дети нередко имеют очень большие проблемы
с набором словарного запаса, построением фраз. Здесь необходимо не
только работать с логопедом, но также и выяснять причины недоразвития.
Нередко главной проблемой детей, страдающих от сенсорной алалии,
является недостаток общения. Чем больше родители общаются с такими
детьми, тем больше вероятность преодоления этого расстройства. Хотя
дети, у которых была зафиксирована алалия, впоследствии отстают от
своих сверстников в речевом развитии. Из-за этого детям необходим
специальный речевой режим в дошкольном и школьном учреждении. Обычно
учатся такие дети в специализированных учебных учреждениях, где ребёнок
находится в комплексной медицинско-педагогической среде, направленной
на формирование речи. Если проявление алалии лёгкое, то ребёнок может
учиться и с обычной школе, а с логопедом заниматься параллельно,
например, в детской поликлинике или психоневрологическом диспансере.
Работа по развитию речи у детей-алаликов начинается примерно в 3 года.
При этом необходимо объединять усилия логопеда, родителей и
психоневролога. Специалисты предупреждают, что предлагаемый ребёнку
речевой материал не должен быть чрезмерным. Также не следует принуждать
ребёнка к разговору, если он этого не хочет. Это может привести к
формированию эмоциональной блокады речи вообще или заиканию. Любое
воздействие может быть только побуждающим, стимулирующим, но не
агрессивным или вызывающим страх. Именно поэтому родители и логопед
должны в обязательном порядке прислушиваться к рекомендациям лечащего
психоневролога и осознавать речевые возможности ребёнка.
|