Молодые родители зачастую придерживаются двух противоположных точек зрения на воспитание ребенка. Одна из них, нужно отметить, что и наиболее распространенная, заключается в том, что результат воспитания ребенка целиком зависит от усилий родителей.
Вторая, состоит в том, что новорожденный ребенок – сложившаяся
личность и во вмешательстве воспитателей не нуждается. Приходится
отмечать, что и та и другая позиции несколько утрированы. Вмешательство
воспитателей, безусловно, необходимо. Но где, когда и в какой мере,-
это каждый внимательный воспитатель определяет в конкретном случае. В
помощь таким внимательным воспитателям можно привести несколько вполне
оправданных психологических теорий.
Как воспитать целостную, целеустремленную личность? Как воспитать
человека, который способен достичь своих целей и способен при этом,
жить счастливо? Вот уж проблема из проблем. Обратимся за подсказкой к
одному из величайших психологов современности – А.Маслоу. Иерахия
фундаментальных потребностей человеческой личности (Одно из наиболее
часто цитируемых заключений философа) выглядит так:
1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)
3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)
4. потребность в уважении (самоуважение, признание)
5. потребности самоактуализации (развитие способностей)
Как видим, потребность в развитии способностей поставлена автором на
пятое, последнее место. Это связано с тем, что без развития и
удовлетворения предыдущих четырех, человек практически не способен
заниматься своими личностными данными и талантами. По Маслоу, ранее
называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться
прежде называемых позже. "Человек может жить хлебом единым – если ему
не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба
достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие
более широкие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и
они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на
сцену и так далее".
Следовательно, неудовлетворенная ребенком потребность в безопасности,
не позволит ему в полной мере реализовать себя. Это важно помнить
родителям, которые пытаются решить свои проблемы за счет детей. В
данном случае, речь идет о разрушении семейных связей. При этом не
имеет значения фактическое состояние развода. Однако, бывают случаи,
когда состояние безопасности может быть даровано ребенку только ценой
разделения семьи и это важно понимать некоторым, особо зависимым
матерям. Следующей потребностью является потребность в любви.
Принадлежность к интимному сообществу (семья), незаменимость его лично
в этом сообществе, внимание и зависимость окружающих от его
существования – обязательная составляющая развития полноценной
личности. Потребность человека в уважении в большой степени основано на
отношениях взаимоуважения в семье. Личность как таковая имеет право на
внимание и уважение к его позиции. Как вы понимаете, нельзя дать
ребенку то, что отсутствует в отношениях между родителями и (или)
старшим поколением. Те микро проблемы, которые взрослыми практически
уже не замечаются, давно вытеснены из сознания,- могут сыграть для
формирования личности вашего ребенка решающую роль. Все вышеназванное,
заметим, только подготовительная фаза к формированию личности вашего
ребенка. Без того, чтобы пройти ее самим, вам не удастся увидеть своего
ребенка счастливым и продуктивным.
|