Говоря о подростковом возрасте, мы, чаще всего, имеем в виду проблемы физиологического характера, безусловно, оказывающие влияние на поведение подростка. Однако, целесообразнее учитывать целый комплекс физиологических, психологических, морально-нравственных проблем, которые, накладываясь, усугубляя друг друга, определяют жизнь подростка в определенном возрасте.
К числу наиболее острых таких кризисных периодов относится период,
условно называемый «13 лет». Понятно, что в различных условиях этот
возраст может быть иным. Проявления этого кризиса тоже могут быть
различными в конкретных ситуациях. Однако, существует некая вполне
конкретная, типичная, так сказать, данность которую и стоит учитывать.
Кризис «13 лет» - один из самых серьезных возрастных кризисов
подростка. Он, к тому же имеет ряд выраженных проявлений, которые
позволяют родителям отследить его наступление, чтобы адекватно
отреагировать на возникшую проблему. Среди таких проявлений не только
падение успеваемости, но и вполне заметное снижение общей
работоспособности, некая дисгармония в структуре личности. Эти внешние
проявления свидетельствуют о наступлении некоего внутреннего кризиса,
отчасти, физиологического (в литературе описывается как негативная фаза
полового созревания), но, в большей степени, социального. Никогда еще
разрыв между «Я» и «общество» не был так силен, как в этот период,
никогда еще ребенок не боролся так отчаянно за свой социальный статус,
самостоятельность, «отдельность» социальной функции.
Разберемся подробнее в проявлениях этого периода, попытаемся разобраться в том, как помочь, не навредив.
Интенсивное самовосприятие, общее падение успеваемости имеет, как
правило, достаточно четкое проявление в том, что ребенок, по-прежнему
способен качественно выполнять механические задания. Однако, при
получении творческого задания, например, сочинения, начинает испытывать
серьезные затруднения. Это вызвано тем, что в этом возрасте ребенок
переходим на новую систему мышления: от конкретной к абстрактной,
аналитической. Мыслить в старых мерках он уже не может, а оперировать
новыми понятийными системами еще не научился. Этот период считается
одним из наиболее важных для развития человека. Это не просто
количественное накопление знаний, а качественный переход на новый
уровень интеллекта, новую модель поведения, новый способ мышления. Вы
легко заметите начало этого периода: ребенок уже не верит вам на слово,
он требует доказательств и оценивает их убедительность. В его вкусах
происходят серьезные перемены: он перестает любить конкретное,
например, - футбол, и начинает увлекаться абстрактным, например,
музыкой. Подросток открывает для себя мир психологический, философский.
С развитием мышления развивается познание мира собственных
переживаний, подросток углубляется в исследование себя. Это приводит к
некоторому отстранению от объективной действительности. Мир внутренних
переживаний может стать ярче, чем эта реальность. В этом возрасте
многие подростки ведут дневники. Нужно понимать, что мышление в
подростковом возрасте, это не одна из многочисленных функций, а ключ
для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления
закладываются основы личности и мировоззрения подростка.
Однако, наиболее ярким признаком этого кризиса является негативизм.
Отрицание всего и вся. Ребенок словно противопоставляет себя всем,
становится враждебен, неконтактен, склонен к конфликтам. Он стремится к
одиночеству. Этот период одиночества подростку необходим, чтобы понять,
что с ним происходит, как жить с этим новым пониманием жизни и себя. В
случае спокойного, доверительного отношения в раннем детском периоде, и
в этот сложный период подросток входит спокойнее. Случается, что
негативизма можно вообще избежать.
|