В подростковом возрасте аффектируются все личностные аномалии, существовавшие в вашем ребенке с дошкольного возраста, а может и ранее. Отклонения в поведении свойственны всем подросткам, ваш – не исключение.
Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая
смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. Гормональные
всплески, резкое ускорение темпа роста, качественные изменения
организма. Подросток не всегда способен совладать со своим быстро
растущим телом и его метаморфозами, не говоря уж о внутреннем
состоянии. Однако, все проявления этого стресса обусловлены, либо
специфическим физиологическим состоянием, либо особенностями
личностного развития. У большинства детей со временем это проходит само
собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные
расстройства преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и
тревожные состояния. Причины обычно социальные, на фоне перехода в
новое состояние, новую возрастную группу. Нарушения же в поведении в
четыре раза чаще бывают у мальчиков. Выбросы эндокринной системы,
заставляют мальчиков крайне активизировать физическую деятельность. В
таких ситуациях осознание происходящего может сильно запаздывать.
В целом, подростковые проблемы принято называть кризисом юношеского
возраста. В 16-18 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция
поведения. Подростку в этом возрасте необходимо придти на помощь,
подвигнуть его на литературное творчество, предложить игровую структуру
самовыражения и т.д. Если человек научится объяснять, а следовательно,
регулировать свои действия, то потребность объяснить свое
поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым
законодательным схемам.
Необходимо помнить, что в этом возрасте подростки переживают
философскую интоксикацию сознания, они оказываются поверженными в
сомнения, раздумья, мешающие их активной деятельной позиции. Иногда
состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех
ценностей). Необходимо предпринять бесконечное множество различных
шагов по структуризации этого релятивизма, помогая своему ребенку
обрести позитивное мировоззрение. Поиск путей гармоничного развития
личности не может быть очерчен жесткими рамками, это творческая работа.
Совместная. Родителей вместе со своим ребенком. Аналитические диспуты и
доклады, поиск творческих способов самовыражения, активизация жизненной
позиции, формализация претензий, уроки аутотренинга, – любые способы
должны быть опробованы, если вы хотите помочь своему ребенку преодолеть
этот кризис.
|