Сегодня вегетососудистая дистония или вегетативная дисфункция, как ещё называется это расстройство, представляет собой одно из наиболее неразработанных с точки зрения медицинской расстройств.
Фактически, из-за большого количества проявлений многие медики предпочитают иметь дело с отдельными симптомами, а не с комплексным рассмотрением данного расстройства.
Однако всё же и обобщённая теория существует, и, согласно этой теории,
одной из базовых причин нарушений деятельности вегетативной нервной
системы является наследственность. Причём чаще всего изменения в
генетической структуре передаются по материнской линии. В свою очередь,
внешние причины играют роль скорее пускового механизма. К числу же
таких внешних причин можно отнести и экологические условия, и
психотравмирующие ситуации (в первую очередь – в семье) и перенесённые
заболевания. В случае, если сильные эмоциональные перегрузки для
ребёнка становятся нормой, вероятность усиления вегетативных
расстройств исключительно высока.
Кроме того, в качестве внешних причин, способных стимулировать
проявления вегетативной дисфункции, могут быть такие заболевания как
аллергия, заболевания эндокринной системы, а также соматические и
неврологические болезни. Недостаток (гиподинамия) или, наоборот,
переизбыток физического движения, а также гормональная «революция»
подросткового возраста также являются стимулами для развития
вегетативной дисфункции. В детском и подростковом возрасте
исключительно важным является даже режим дня, в том числе – и режим
питания. Если режим нестабилен, а в рационе недостаточно витаминов и
микроэлементов, это может привести к обострению вегетативной дисфункции.
Для детей и подростков, у родственников которых по материнской линии
были зарегистрированы проявления вегетативной дисфункции, исключительно
важно сформировать продуманный режим дня, в котором учитываются
особенности возраста, достаточное количество физической активности на
свежем воздухе, разнообразный рацион питания. Кроме того, для таких
детей важно корректировать психоэмоциональные и умственные нагрузки.
Ведь нередко активизация вегетативной дисфункции происходит
одновременно с началом школьного обучения. То есть, детей с
потенциальной вегетативной дисфункцией или её проявлениями необходимо
заранее психологически готовить к изменению социальной роли. И
торопиться с началом школьного обучения не стоит.
|